воскресенье, 24 июля 2016 г.

Величайший злодей ХХ века: откуда явился доктор Фу Манчи

(Почти) вся правда о докторе Фу Манчи - от его создателя, "мастера злодеяний" Сакса Ромера

Как появился Фу Манчи


Сакс Ромер, который рассказывает здесь об обстоятельствах, которые помогли ему создать одного из самых известных литературных героев, вел жизнь, достойную авантюрного романа. Он ирландец, он много путешествовал, преимущественно по Дальнему и Ближнему Востоку. Он увлекался оккультизмом, и долгая дружба с Гарри Гудини позволила ему много узнать о магии. Его зловещий Фу Манчи появлялся в книгах, на радио, в теле- и кинофильмах.

Я был очень молод в те времена, накануне Первой мировой войны я был журналистом с Флит-Стрит - и китайский квартал Лондона очаровал меня. Я завел много друзей в азиатской части города, как европейцев так и азиатов, и ужасные драмы Лайм-хауза, с аккомпанементом речных шумов, монотонные симфонии, сопровождаемые частными туманами, и зловещие, садистские преступления – все казалось странным и волшебным.
В это время в районе всем управлял таинственный человек. По словам инспектора Йео из Дивизиона К (Лайм-хауз) он контролировал пак-а-пу, китайскую азартную игру [ма-джонг или пай гоу?], а также торговлю наркотиками, и самое главное из китайских тайных обществ, тонгов. Его боялись все азиаты в районе, где его знали под именем «мистер Кинг»; по-видимому это лишь часть его настоящего имени. Он часто посещал Китай. И ни один полицейский никогда не видел его и не имел ни малейшего представления, как он выглядит!
 
Облавы и аресты
Скотланд Ярд занялся расследованием смерти симпатичной актрисы при загадочных обстоятельствах, и в итоге был разоблачен наркосиндикат, клиентами которого были представители фешенебельного лондонского общества. Начались облавы и аресты в модных кварталах. Но несмотря на суровость многих приговоров, личность главного организатора, управлявшего синдикатом, оставалась неизвестной. Ни один из подозреваемых его не выдал.
Ежедневная газета поручила это расследование ведущему репортеру. Все пути вели  Лайм-хауз. Он услышал о «мистере Кинге», тень которого нависла над китайским кварталом Лондона - но на всех губах лежала печать молчания.
Вскоре после этого еженедельный журнал предложил мне заняться делом «мистера Кинга». Я думал, что мои связи дадут, по крайней мере, небольшой шанс проникнуть в тайну, и я начал прочесывать Лайм-хауз от Коммершл-Роуд до береговой линии: шоссе, улицы, переулки и причалы. Я не добился ничего. Простое упоминание о «мистере Кинге» заставляло всех молчать.
Потом, с огромными опасениями, с предупреждениями и просьбами, владелец китайского магазина, хорошо мне знакомый, намекнул, что «важный человек» владел большинством зданий на Три-Кольт-Стрит и иногда появлялся там во время визитов в Лондон. Он и теперь был в Лондоне!

Появляется доктор
Эта мрачная маленькая улица тянулась вдоль канала (теперь уничтоженного) к прибрежной полосе. Она состояла из двухэтажных зданий с редкими проулками между ними; ее населяли китайские моряки, рабочие из прачечных и другие. Я очень хорошо знал те места. Но теперь я начал следить за ними, как ласка следит за кроличьим садком. Улица находилась в районе, где полицейские после наступления темноты всегда ходили только по двое.
И теперь я могу рассказать о ночи (разумеется, о туманной ночи), когда я увидел прототипа доктора Фу Манчи.
Я возвращался домой, но пошел в обход, чтобы прогуляться по Три-Кольт-Стрит. Уже было довольно поздно, и ни единого огонька не светилось в темных домах. Я прошел уже половину улицы, когда что-то произошло - что-то достаточно необычное, а в том месте – и попросту феноменальное.
Луч белого света внезапно расколол темноту – он исходил от фар лимузина, свернувшего на узкую улицу. Я спрятался в узком проулке. Автомобиль проехал вперед и остановился меньше чем в десяти ярдах от того места, где я стоял. Спорый шофер включил внутренний свет, выскочил наружу и открыл дверь для своих пассажиров.
Я увидел, выходящего из машины высокого и очень солидного человека, китайца, но сильно отличавшегося от всех китайцев, которых я встречал. Он носил длинное черное пальто и странный головной убор из каракуля. Он вошел в дом. Его сопровождала совсем юная девушка – аравитянка или, возможно, египтянка. Она напомнила мне иллюстрации Эдмунда Дюлака к «Арабским ночам».
Шофер захлопнул дверь автомобиля, занял свое место и исчез точно так же, как появился. Фары скрылись в тумане... и доктор Фу Манчи родился!
Я не могу утверждать, был ли высокий китаец неуловимым «мистером Кингом» или кем-то еще; но он был человеком, наделенным властью, притом огромной властью; в этом я никогда не сомневался. Когда я шел сквозь туман, то не переставал строить предположения: в этом дешевом с виду здании, неведомом никому, кроме немногих избранных, недоступном полицейским – там располагались роскошные апартаменты, По-восточному обставленные, уютные и полные чарующих ароматов. Я видел поистине восточное великолепие, драгоценный камень в грязной шкатулке Лайм-хауза.
Той самой ночью, оставшись в одиночестве в своей комнате, я перерыл свои воспоминания о Востоке, подыскав историю для красивой девочки, которую разглядел в тумане. И она стала Карамани (арабское слово, означающее доверенного раба), непокорной служанкой китайского доктора.
И постепенно, в ту ночью и во многие другие ночи, я создавал доктора Фу Манчи; наконец я смог и увидеть ,и услышать его. Его научные познания превосходили познания всех ученых западного мира. Он управлял всеми тайными обществами на Востоке. Казалось, я слышал его шипящий голос: «Это вы верите, будто сотворили меня; а я верю, что буду жить, когда вы станете прахом».
Вот так, видите, я действительно что-то создал. Я отправил доктора Фу Манчи в великий поход, на завоевание западного мира. Я заставил его бросить вызов белой расе и сразиться за победу его нации. Поскольку мысли обретают материальное существование, то я, возможно, поступил чрезмерно экстравагантно и создал нечто такое, что может породить непредсказуемые последствия. Иногда я об этом размышляю...

Sax Rohmer. How Fu Manchu Was Born

(Впервые: This Week, 29 сентября 1957)

Комментариев нет:

Отправить комментарий